Как ультрапереработанная еда влияет на работу мозга
Ученые из Университета Монаша, Университета Сан-Паулу и Университета Дикина выяснили: если доля продуктов глубокой переработки в рационе возрастает на 10%, это ведет к ухудшению внимания и скорости обработки информации. Причем это касается даже тех, кто в целом питается правильно. Результаты опубликованы в журнале Alzheimer's & Dementia: Diagnosis, Assessment & Disease Monitoring. Для русскоязычной аудитории стоит отметить, что проблема актуальна и для стран СНГ, где потребление снеков и полуфабрикатов также растет.
В исследовании участвовали более 2100 взрослых австралийцев среднего и пожилого возраста без признаков деменции. В среднем они получали около 41% дневных калорий из ультрапереработанных продуктов. Увеличение их доли на 10% — это, к примеру, одна стандартная упаковка чипсов весом 40–50 граммов ежедневно. К такой еде относятся сладкие газированные напитки, пакетированные соленые закуски и готовые полуфабрикаты.
«Рост потребления подобной пищи всего на 10% равносилен добавлению в меню одной обычной пачки чипсов массой около 40–50 граммов в день»
Доктор Барбара Кардозо
Хотя ухудшение когнитивных способностей зафиксировано, прямой связи с нарушениями долговременной памяти обнаружено не было. Важно, что негативный эффект от ультрапереработанной пищи проявлялся вне зависимости от общего качества рациона — даже на фоне средиземноморской диеты. Среди факторов риска деменции, которые усугубляются такой едой, выделяют:
- ожирение
- повышенное артериальное давление
Эти данные подчеркивают, насколько важен осознанный подход к питанию: даже небольшое увеличение доли продуктов глубокой переработки способно навредить мозгу. Исследование может стать основой для дальнейших работ в области нутрициологии и профилактики деменции, что особенно значимо на фоне роста подобных заболеваний. Освещение этих вопросов поможет в разработке рекомендаций для улучшения здоровья населения.
В то время как исследование подчеркивает опасности ультраобработанных продуктов для когнитивных функций, стоит также обратить внимание на другие аспекты питания. Например, новые данные о растительном питании показывают, что даже здоровая диета может иметь свои риски для мозга. Осознанный подход к выбору продуктов становится особенно важным в свете этих открытий.