Творчество Николая Метнера
Николай Карлович Метнер - русский композитор, живший с конца 19 по середину 20 века. Этот композитор, к великому сожалению, не был понят в 20 веке и не то чтобы признан в наши дни, но этому есть объяснение. Современниками Николая Метнера была знаменитая троица: Сергей Рахманинов, Дмитрий Шостакович и Сергей Прокофьев. Нельзя утверждать, что кто-то из них был переоценен, но факт в том, что Метнер всю жизнь находился в тени трех этих композиторов. Второй же причиной непризнанности Метнера является уникальность его музыки: она несет такой глубинный, скрытый смысл, которого большинству слушателей не понять.
Он писал сонаты, пьесы, камерные сочинения и многое другое, но чего среди его произведений нет, так это опер и музыкальных клипов (http://olegasvideo.com.ua/music.html).
Многие отмечали некую особенность восприятия музыки Метнера: если нравится композиция какого-либо другого автора, хочется слушать ее снова и снова, но проходит короткий срок и от композиции этой устаешь, слушать его больше не хочется; но при первом прослушивании произведения Метнера все кажется непонятным, сложным, запутанным... При втором прослушивании этой же композиции что-то начинает проявляться, затрагивать душу, а чем дальше слушаешь, тем больше становится понятным, близким, то есть музыка Метнера раскрывается со временем, а не с первого раза. Поэтому для того, кому его музыка близка, не наступит момента усталости от Метнера, так как с годами она будет становиться для слушателя лишь интереснее.
Основным жанром творчества Н.Метнера был жанр сонаты. Их у него - 14. Для сравнения, у Рахманинова всего 2 сонаты, у Шостаковича тоже 2, у Прокофьева 10. Многие из сонат Метнера - программные. Программными называются те произведения, которым автор дал название; порой название носит каждая из частей произведения (например, А.Вивальди "Времена года"). Среди сонат Н.Метнера известны "Соната-сказка", "Соната-элегия", "Соната-воспоминание", "Трагическая соната". В музыке Метнера нет той эпической мощи и страсти, какую можно встретить в музыке Чайковского, Бородина или Мусоргского, порой при прослушивании его сонат даже складывается ощущение, будто автор - нерусский, но славянский дух выражается в его музыке иным способом: он передается глубоким психологизмом, необычной контрастностью и неоднозначностью, невероятно пронзительными мелодиями и гармониями. Также очень интересен жанр, созданный Метнером: "сказки". Это небольшие пьесы, их у Метнера - 10 циклов. Жанры, в которых писал Метнер, в основном фортепианные.